КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДЗЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1 КОММУНИКАЦИОНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
1.1.1 ДРЕНАЖНО-ШТОЛЬНЕВЫЕ СИСТЕМЫ
Дренажно-штоленные системы, или ДШС. Предназначены для отвода грунтовых вод из-под оползнеопасных участков, поэтому наиболее распространены вдоль правого берега Днепра из-за большой оползнеопасности тех склонов. Наиболее распространенная дренажка имеет высоту ~1.70м, но часто из-за глины, которая в изобилии чавкает под ногами, приходится идти чуть ли не гуськом. Ширина — ~1м внизу, ~50-70см вверху (поэтому её еще называют трапецией или трапециевидкой). Менее распространена — круглая, из бетонных секций, диаметром тоже где-то 1.7м. Ну, и наименее распространённые — кирпичные, начала века ( пример — Николка). Длина может быть разной — от нескольких десятков метров до нескольких километров. В самых больших системах (типа Аскольдовки или ДШС-12) можно даже попробовать заблудиться .
Дренажки интересны тем, что минеральные вещества, которые содержаться в грунтовой воде, оседают на стенках и потолке дренажки, образуя красивые натёки, сталактиты, и т.п. Также на стенах часто растут грибы. В больших дренажках могут жить летучие мыши.
Заброс: место выхода дренажки на поверхность (в холодный период года, когда на деревьях нет листвы, трапециевидные входы очень легко разглядеть на правом берегу Днепра), люк (если знать, где он находится), вентиляционный колодец (крайне не рекомендуется спускаться без специального спелеоснаряжения — ступенек там нет, а глубина может достигать небезопасной для жизни высоты), ливнесток, или место, где дренажка выходит в Днепр (напр. ДШС20).
Занимается дренажками организация СУППР (Спец Управление Противооползневых Подземных Работ). кому интересно, можно посетить их страничку на официальном сайте киевской горадминистрации.
1.1.2 ПОДЗЕМНЫЕ РЕКИ
В Киеве их очень много, они различаются длинной, высотой, подземным возрастом. Самые старые — Клов, Глубочица, Скоморох и ручьи помельче в центре и на Подоле. Самая длинная — Клов и «Облепиховая» (название исходной реки неизвестно), самая просторная — ПБС (Пещера Белых Сталактитов): закрытый участок Лыбеди возле Лысой горы. В речках бывает интересно — красивые штуки типа грибов, корней проросших и завязавшихся узлами, сталактиты соляные, наносы из всякой всячины, где может быть всё, что угодно и при виде которых появляется азарт археолога.
Ливневые коллекторы обычно проложены на небольшой глубине (так как нет смысла закапывать их глубже) и, как правило, под улицами (а не среди кварталов), так как основная часть ливневок расположена именно на дорогах. Выглядят очень по разному: от труб диаметром до полуметра до больших галерей высотой под три и шириной до пяти метров. До начала массового применения бетона строили из кирпича, причем по двум часто встречающимся стандартам: либо ход в профиль напоминает куриное яйцо, поставленное на острый край; либо арочный сводчатый ход шириной до пяти и высотой до 2-2.5 метров. Заканчиваются они либо впадением в Лыбедь, либо в Днепр. Система ливневых стоков напоминает кровеносную систему человека, в которой существует несколько главных артерий (построенных, как правило, на месте существования бывших малых рек), к которым ведут сосуды, которые, в свою очередь, имеют маленькие капилляры. Так от большого коллектора отходят трубы диаметром 1 метр. А от них, в свою очередь, отходят непролазные трубы.
Заброс: да где как — люки с маркировкой от балды, выход системы на поверхность при впадении ее в наземную реку (например, Клов в месте впадения в Лыбедь), из прудов (Ореховатка)
Как ни странно честь обслуживать эти объекты сейчас передали Киевавтодору (правда кроме замены люков во время ремонта дорог, они ничего не делают.)
1.1.3 КАБЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ
Говорят, интересно. Но злобные монтеры понапихали туда датчиков, в целях безопасности кабеля который там проходит. Так что осторожно — смотреть в оба, двери особо не трогать. И главное — на кабеля не ссать! Залаз: люки "гтс", возможно "К", можно через электростанцию или трансформаторную. Но есть облом — если ты открыл люк и увидел кабели, то рано плясать вокруг люка с радостными воплями. Фишка в том, что прокладка кабельного коллектора — штука дорогая, поэтому делают так — цепочка подземных комнаток, между которыми кабель просто закапывается в канаву. А определить, коллектор это или комнатка, можно только спустившись.
Обслуживает в основном "Укртелеком"
1.1.4 ГОРОДСКАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ
Говорят, бывает интересно . На дне люка «ГК» имеется канавка с бурным потоком дерьмеца. Теоритически. На практике в этой … стране люки кладут от балды, и ориентироваться в них сами монтеры могут только по пьяни. При открытии люков стоит полагаться на логику и интуицию, нежели на маркировку.
1.1.5 ГАЗОВАЯ МАГИСТРАЛЬ
Дохло — закопано в землю, а на подходе к домам идёт вдоль первого этажа в виде мерзкой жёлтой трубы.
1.1.6 ПОДВАЛЫ ДОМОВ
Обычные подвалы за пределами центра могут служить только источником первого опыта и халявных противогазов. Ничего интересного в смысле продолжений, максимум по теплотрассе в соседний дом или по оголовку за песочницу во дворе. Исключение — подвалы всяких интересных организаций.
Подвалы старых домов в центре — другое дело. Особенно церковные. В таких подвалах следует искать замурованные проходы, странные дыры и прикладывать к ним грубую физическую силу при содействии шанцевого инструмента. Большинство исторических подземелий не имеет выхода на поверхность, к ним надо ломиться сквозь стены и века.
Системы подвалов. В центре имеются дома и целые кварталы, подвалы которых объединены в системы и находятся не только под самими домами, но и под прилегающей территорией.
1.1.7 БОМБОУБЕЖИЩА
Во времена совка все сидели в ожидании ядерной войны и рыли бомбарики, чтобы там сныкаться. Как правило, лень строителей приводила к тому, что под бомбари переделывались обычные подвалы. Это приводило к таким курьёзам, что бомбарик имеет с одной стороны мощные усиленные стены, двойные гермодвери, а с другой — стенка чуть ли не из гипсокартона. И всё это перекрыто сводом в полкирпича… Короче, делалось всё это не столько для защиты, сколько для самооуспокоения. Схема бомбарика проста — основной вход из подъезда, имеется два отсека, совершенно самостоятельных, сортир, фильтро-вентеляционная камера и вентгалерея, (она же запасной выход), оканчивающаяся оголовком — бетонным кубом или пухлой трубой, каких много во дворах. По устройству бомбоубежищ могу сослаться на учебник ГО 1973го года. Эти шутники совершенно серьёзно предлагают рыть под убежища ямы, перекрывать их ветками или камышом каким и пересыпать песком. Мдя… А если серьёзно, некоторые бомбари до сих пор служат источником снаряги для диггеров. К объектам ГО относится часть метрополитена, который в случае войны превращается в глобольное бомбоубежище, но об этом дальше.
1.1.8 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Сюда относятся подземелья, обладающие признаком «возраст». Различные монастырские, церковные, крепостные подземелья, подвалы дворцов, палат, теремов и простых домов. Можно делить по назначению:
оборонные — «слухи»(слушать подкоп), подкопы, вылазы в тыл врага и к воде.Тайные ходы (для проникновения из одного места в другое). Как правило, все монастыри и даже церкви соединялись между собой, всякие вельможи строили ходы, чтобы навещать своих барышень, министры строили ходы для аврального бегства в случае народных недовольств. В наше время найти хоть сколько-то длинный исторический тоннель маловероятно — что не обрушилось само — перебито коммуникациями, метро, замуровано НКВд/КГБ и т.д. На крупных строительсвах в центре время от времени куски таких ходов находят.
Тайники. Те же уменьшенные подвалы, только как правило тогда они ещё строились деревянными и в целости не сохранились.
1.1.9 Подземные комплексы культурно-массового использования
В последнее время встала проблема отсутствия места под торговые площади, стоянки, офисы в центре. Поэтому каждый новый дом в центре имеет несколько этажей вниз. Под торговлю тоже активно осваивают подземку — Метроград, Глобус, всякие Квадраты, Треугольники, Трапеции, и т.д. Но это всё цивильно, ловить нечего, хотя по коммуникациям залезть туда можно.
1.2 ПОДЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
1.2.1 ПОДЗЕМНЫЕ ПЕШИХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ
Казалось бы, ничего интересного. Но пройдись по такому и посчитай количество дверок по бокам. Половина из них — метлохранилища дворников, вторая половина — кабельники, теплаки и тд. Это раз. Переходы, совмещённые с входом в метро — это два. Еще могут попадаться двери с надписью "Насосная", где находятся насосы, откачивающие воду, если она вдруг откуда-то возьмется (например, во время сильных ливней).
1.2.2 ПОДЗЕМНЫЕ АВТОТОНЕЛИ.
Присутствуют на некоторых мощных развязках. Интерес вызывают только дверки по бокам. Правда в Киеве крупных автотонелей нет.
1.2.3 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТОНЕЛИ.
То же самое, только с рельсами. В Киеве всего два - один на Выдубичах, другой на выезде из Киева в сторону Триполья. Особого интереса не представляют
1.2.4 МЕТРО.
сооружения классифицируются:
Общедоступная часть. Ну сами всё видели сто раз — станции, эскалаторы, входные павильоны, ментовки, переходы и т.п.
монтерско-диггерско-доступная часть. Это уже интереснее — перегонные тоннели между станциями, вентшахты и вентсбойки, межлинейные перегоны, депо, подплатформенные сооружения, всевозможные гермодвери (по-монтерски — металлоконструкции). Часть сооружений типа сортиров в перегонных тоннелях и гермодверей принадлежит ГО. Если интересует подробная теория — идите на всякие метрошные сайты, типа того же metropoliten.kiev.ua и спрашивайте знающих людей. Можно подписаться на эху РУ.САБВЕЙ в ФИдО. Если же интересует практика — что ж, лучше один раз увидеть .
1.2.5 МЕТРОСТРОЙ.
Строящиеся станции и сооружения метрополитена. На сегодняшний день строительство ведётся в основном на окраинах (продлеваются ветки) и в почти в центре — новая ветка от «Лыбедской» до Голосеевской площади. В ближайшее время (в ближайшие 10 лет в лучшем случае:)) ожидается строительство новой, Подольско-Воскресенской линии, участок глубокого заложения, от Соломенки до Кириловской горы (там где психушка). Стройку тонеля глубокого заложение видно издаля по торчащему стволу (башня с домиком наверху) и бетонному забору с буквой «М» на воротах. Там где идёт строительство тонеля мелкого заложения (тобишь открытым путём), за зелёным забором перерыта большая часть площади и торчат всякие краны, подъёмники и прочая техника.
1.2.6 МЕТРО-2 МЕТРО-3 и т.д.
Ходят слухи что в Киеве, есть правительственное метро которое проходит якобы между АП и ВР и имеет соединение с метро-1 на станции Арсенальной. Также есть ещё версии про секретные ветки от Шулявки до Крещатика, паралельные тоннели Святошинско-Броварской линии, и чуть ли не подземные вокзалы. Конечно в метро есть различные секретные объекты, (правительственные, стратегически важные, объекты гражданской обороны и т.д.) но не такие масштабные как в Москве. В любом случае если вы в такой объект и попадёте, врядли успеете кому-то это расказать:)